ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ ГЛАСНЫХ У ДЕТЕЙ С ОТКРЫТОЙ РИНОЛАЛИЕЙ
Ишматова Озодахон Сироджовна
Рискулова Айнура Уразали кизи
Ключевые слова: Ключевые слова: ринолалия; логопедия; фонематическая осведомленность; речевое осознание; фонематическое восприятие; интонационная осведомленность; дети с врожденной расщелиной губы и неба; анатомо-физиологические нарушения; речевая кинестезия; звуки речи; звуковое восприятие; логопедическая работа.
Аннотация
Аннотация: В статье описана научно обоснованная технология
формирования фонематической системы гласных у детей с врожденной
расщелиной губы и неба (ринолалией). С самого рождения ребенка врожденная
расщелина губы и неба препятствует развитию и функционированию его
органов речи (языка, губ, челюсти, мягкого неба и голосового аппарата) и
приводит к нарушению речевой кинестезии и артикуляционного контроля. Дети
не могут воспроизводить лингво-фонологические оппозиции в артикуляционных
движениях. Так, при произнесении гласных звуков они склонны путать
артикуляции по высоте, отдалённости и лабиализации; Согласные
смешиваются в зависимости от способа и места артикуляции.
Библиографические ссылки
ЛИТЕРАТУРА
Репина, З. А. Непрямая артикуляционная гимнастика для детей дошкольного
возраста: учеб. пособие / З. А. Репина, А. В. Доросинская / Урал.
государственный пед. Университет; городской фониатрический центр. —
Екатеринбург, 2013.
Буденная Т.В. Логопедическая гимнастика. СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
с.
Ishmatova, O. (2023). THE EFFECTIVENESS OF USING PHONETIC RHYTHM
IN SPEECH DEVELOPMENT OF CHILDREN WITH SPECIAL NEEDS.
Science and innovation, 2(B5), 232-236. https://cyberleninka.ru/article/n/the-
effectiveness-of-using-phonetic-rhythm-in-speech-development-of-children-with-
special-needs
Ishmatova, O. S. (2023). THE USE OF PHONETIC RHYTHMICITY AS A
SCIENTIFIC-METHODICAL PROBLEM IN THE DEVELOPMENT OF THE
SPEECH OF SPECIAL NEEDS ELEMENTARY SCHOOL STUDENTS. FAN,
TA'LIM VA AMALIYOTNING INTEGRASIYASI, 4(5), 22-26.
https://journal.bilig.uz/isepsmj/article/download/1265/1432
Xusnuddinova, Z. X. (2023). Alohida ehtiyojli boshlang'ich sinf o‘quvchilarining
og zaki nutqini rivojlantirishda yangi metodikalar va ulardan foydalanishning
amaliy asoslari. Ta’lim tizimida yangi metodikalar va ulardan foydalanishning
amaliy asoslari, 1(1), 365-368.
Ishmatova, O. S. (2023). Phonetic rhythmic exercises in working on speech sounds.
ACADEMICIA: An International Multidisciplinary Research Journal, 13(1), 79-85.
Кодирова, Ф. У. (2023). РОЛЬ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РАЗВИТИИ
РЕЧИ РЕБЕНКА: ВЫВОДЫ ИЗ НАУЧНЫХ
ИССЛЕДОВАНИЙ. ОБРАЗОВАНИЕ НАУКА И ИННОВАЦИОННЫЕ
ИДЕИ В МИРЕ, 33(2), 100-104.
Кодирова, Ф. У., & кизи Рискулова, А. У. (2023). РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ. SCHOLAR, 1(16), 93-101.
Кодирова, Ф. У. (2023). СИНДРОМ ДАУНА И ЕГО КЛИНИКО-
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ. Journal of new century innovations, 41(1),
-153.
Кодирова, Ф. У., & кизи Рискулова, А. У. (2023). РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ
ДЕТЕЙ С ОСОБЕННОСТЯМИ В РАЗВИТИИ. SCHOLAR, 1(16), 93-101.