ПЕДАГОГОГИЧЕСКИЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДЖАДИДОВ
Сафарова Ануша
Abstract
В целях реформирования системы образования джадиды начали создавать собственные национальные школы, система обучения в которых была основано на новых методах. Эти школы являлись средством защиты национальной культуры, ислама, традиций и обычаев. Они стали называться «новометодными» («джадиди-усул»). Джадиды считали необходимым улучшить систему просвещения и образования у народов, находившихся в колониальной зависимости от царской России, преподавать наряду с религиозными также и светские науки, также они выдвигали идею о необходимости обучения молодежи в мусульманских школах таким наукам, как ислам, арабский, персидский и русский языки, также медицина, химия, география и история. Джадиды выступили с инициативой о направлении молодежи для учебы в зарубежные страны. Десятки одаренных подростков были направлены на обучение в центральные города Германии, Египта, Турции, России. Также важно отметить и тот факт, что джадиды заложили фундамент развития национальной прессы. Основоположником, активным пропагандистом джадидизма является Крымско-татарский просветитель Исмаил Гаспринский (1851-1914). Он обладал глубокими познаниями в религиозных и светских науках, имел четкое представление о прогрессивных процессах, протекавших в мире, знал несколько языков, что позволило ему изучать жизнь других народов. Основатель новометодных школ Исмаил Гаспринский в годы своей учебы в Сорбонне, ознакомившись с новым аналитико-звуковым методом преподавания азбуки, мечтал реформировать мусульманскую устаревшую систему образования. Вернувшись на родину в 1884 г., он открывает школу "усулижадид", где за 40 дней обучает 12 учащихся чтению и грамоте. "Результат превзошел все мои ожидания, – писал он впоследствии, – после чего этот метод был внедрен еще в нескольких школах [1].
References
Абдирашидов З. Исмаил Гаспринский и Туркестан в начале ХХ века: связи –отношения – влияния. – Ташкент: Академ нашр, 2011. с.13.
Каримов Н., Хасанов С., Назаров С., Каримов Б. –Махмудхужа Бехбудий/ Танланган асарлар. –Тошкент. Академ нашр. 2018 – с. 366.